КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"МНОГО КОНСТРУКТОРА НЕ БЫВАЕТ"
Консультация для родителей
"Конструирование в жизни ребенка"
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является
конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут
«жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет
конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой:
мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое
конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Конструктивная
деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных
способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие
знания, умения и навыки.
1. Во-первых,
развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка.
Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше,
ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование
также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая
конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку
конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание
пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий,
и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка,
расширяется его словарный запас.
4. Работая с
конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне
важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный
вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность,
самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и
доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное
конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и
позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Игры с конструктором полезны всем
девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.
Самым первым
конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать
уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество
кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет
необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами).
Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с
материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором,
после начните сооружать, что ни будь сами. В этом возрасте ребенку необходим
образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок
переходит к более
самостоятельному
выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).
К 3 - 5 годам
конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно
связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных
деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки,
животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то,
ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать
ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла
"подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много
машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо
переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все
получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого
на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом
способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с
технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой
идеей. Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный
строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы:
конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не
утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он
интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Не стоит давать
ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка
с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и
«детские» названия например цилиндр и
труба, треугольная призма и крыша.
К старшему
дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и
интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.
Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется
большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они
превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные
королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий
вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в
своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз
после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может
обыгрывать в течение нескольких дней. К этому возрасту у детей уже накоплен
достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать
элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень
важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,
привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам
различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, маяки).
После всего, выше
сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности
подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в
один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас
великое множество.
Игры со строительным материалом
Игры по
конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных
процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями
строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной
форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой
моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и
слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному
обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его
действиями, подражать им. В конструировании существует возможность для развития
творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают
свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой
вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.
Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых
родители должны придерживаться.
· 1.
Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы
представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете
крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым
занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание
«дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со
стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в
беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать
кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать
какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.
· 2.
Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например:
«Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик –
вот так! ( Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может
возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без
активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и
самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только
исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие
способности – останется на примитивном уровне.
· 3.
Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах,
боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними, вы не только
можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать
подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на
его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных
силах.
· 4.
Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы
должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется
«обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик
матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку
малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша
добиваться результата.
· 5.
Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет
выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило
делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или
брать строительный материал другого цвета, размера.
· 6.
При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему
усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность
предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся
перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.
Игры со строительным
материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать: ·
мелкую моторику; · пространственную ориентацию – представление о расположении
предметов в пространстве и относительно друг друга; · воображение; · творческие
способности; · узнать много нового; · совершенствовать элементарные технические
умения; · активизировать словарь.
Консультация для
родителей
«Кризис трёх лет»
К трем годам
родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится
упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется
выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не
знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс:
это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно
отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать
самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от
родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы
психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Кризисы
развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух)
периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на
новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7
лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда
происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и
более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между
стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная
закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты
протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое
проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том,
что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего
развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя
«бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой,
свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих
изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны
проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно
ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из
него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень
проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация
собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом
виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность –
крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой
осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок
должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача
родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о
детском упрямстве и капризности:
·
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
·
Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
·
Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
·
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки
. · Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
·
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз
в день (у некоторых – до 19 раз);
Если дети по
достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то
вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как
удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это
результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны
ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
·
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как
необходимость.
·
Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что
вы его понимаете.
·
Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань
не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
·
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и
нужно.
·
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном
месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
·
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка,
штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и
отвлекут.
·
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и
дальше при этом мнении.
Я сам!
Я негативен и
упрям,
Строптив и
своеволен,
Средою
социальной я
Ужасно
недоволен.
Вы не даете мне
шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же
тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне
, Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И
буду!
(Булдакова Л.
А.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий